Прием обращений граждан и организаций
ГражданамОрганизациямПроверить статус обращения гражданина24 августа в Левитановском культурном центре торжественно открылась выставка «Исаак Левитан. Мысли о вечном». В Плёс привезли живописный эскиз знаменитой картины «Над вечным покоем». Проект реализован при поддержке Совета Плёсского городского поселения и фонда «Корпорация развития Плёса».
Имя художника неразрывно связано с Плёсом, где находится единственный в России Мемориальный Дом-музей Левитана, и Москвой, где в фондах Государственной Третьяковской галереи хранится самая большая коллекция творческого наследия мастера. Главными шедеврами этого собрания являются работы, написанные Левитаном в Плёсе. Живописный эскиз знаменитой картины «Над вечным покоем», который сегодня экспонируют в Плёсе, так же, как и картина, имеет большой формат – почти два метра.
На торжественную церемонию открытия выставки приехала директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
«Я думаю, что картина Левитана «Над вечным покоем» является одной из самых главных работ в истории отечественного искусства. Иногда, когда художник в начале начинает работу над эскизом, потом переходит к окончательному варианту, окончательной формулировке своей идеи, эскиз становится чем-то вспомогательным.
В случае с Левитаном это было совсем не так, он писал этот эскиз, хотя язык не поворачивается назвать эту картину эскизом, летом 1893-го года на озере Удомля – он приезжал туда летом вместе с Софьей Кувшинниковой, с которой он провёл три лета здесь, в Плёсе в 1888, 1889 и 1890 годах. И когда он писал подготовительные этюды для этого эскиза, то, подпитываясь тем, что он увидел в Удомле, он, конечно же, вспоминал о Плёсе и вспоминал эту замечательную церковь Петра и Павла, которая находилась здесь на горе. И то, как художник работал над этой картиной, которая, наверное, стала самым значимым художественным манифестом Исаака Левитана, показывает, что, работая с натуры, он впитывал некие впечатления, которые потом компоновал в картину, образ, наполнявшийся каким-то невероятно глубоким смыслом, символикой, философскими содержаниями. Именно такой была работа над эскизом для картины «Над вечным покоем», и известно, что, когда он писал уже в мастерской этот эскиз, Софья Кувшинникова играла на фортепиано клавирные переложения траурного марша из героической симфонии Бетховена.
Это действительно картина, полная очень глубоких, иногда очень меланхолических, драматических суждений о человеке, о месте надежды, месте веры в человеческой жизни, в человеческом сознании и вообще в мироздании. Мне очень нравится то название, которое коллеги из Плёса дали этой выставке, и кажутся очень важными слова Левитана, сказанные им уже конечно в более масштабном варианте картины, окончательном варианте, написанном в 1894-ом году, что «в этой картине я весь со всей своей психикой и со всем своим содержанием» - эти слова с полным правом можно отнести и к этому эскизу», - сказала Зельфира Трегулова.
Для демонстрации картины в зале Левитановского культурного центра установлена специально оборудованная антивандальная витрина – подарок семьи Инги и Тимербулата Каримовых к 50-летию Дома-музея Исаака Левитана и 40-летию Плёсского музея-заповедника. Впоследствии в витрине планируется выставлять другие драгоценные полотна из музейных коллекций и частных собраний.
В приветственном слове председатель Попечительского совета Плёсского музея-заповедника Тимербулат Каримов отметил, что это очень долгожданное событие для музея и всего города:
«Плёс - очень счастливый город, потому что, несмотря на то, что у нас нет фабрик, заводов, у нас есть очень важное градообразующее предприятие – я, конечно же, говорю о Плёсском музее-заповеднике. О всех тех людях, которые вот уже несколько десятков лет делают всё для того, чтобы Плёс сохранился не только для нас, но и у нас была возможность передать наш город и его облик, и, самое главное - его дух, будущим поколениям.
То, что сегодня происходит – это большая мечта, но это мечта очень осязаемая, потому что она рукотворная. И к тому, чтобы сегодня всё состоялось, приложили руки и свои труды очень многие люди, я сегодня всех не упомяну, но очень хочется сказать большое спасибо коллективу Плёсского музея-заповедника! И, конечно, нашим друзьям из Третьяковской галереи, за то, что все наши самые амбициозные, самые смелые пожелания, как всегда, услышали. Мы с вами давно договорились, что всегда будем просить больше, а получать сколько дадут… Но тут мы замахнулись на признанный шедевр, затаив дыхание ждали ответа – и дождались ответа «да». Поэтому то, что сегодня в Плёс возвращается работа, эскиз к работе «Над вечным покоем» - безусловно, большое плёсское счастье. Поздравляю нас всех. Я очень надеюсь, что наше большое межмузейное сотрудничество продолжится».
Тимербулат Каримов также сделал анонс будущих, не менее значимых выставок, однако сохранил интригу, не сказав, какие именно сюрпризы ждут любителей большого искусства.
Директор Плёсского музея-заповедника Алла Чаянова отметила, что эта экспозиция – прекрасный подарок музею в год больших юбилеев.
«25-го августа 1972-го года был открыт для посетителей единственный в России мемориальный Дом-музей Левитана. С начала 2022-го года все наши музейные проекты проходят под знаком наших юбилеев. И вот подарок. Который приводит нас в трепет, скажу честно. Подарок, который нам дарит Государственная Третьяковская галерея. Уже дважды, в 2019 и 2021 году, в Плёсе гостили полотна Левитана. «Волга» и «Тихая обитель». Мы понимали, что эти работы, которые напрямую связаны с Плёсом, они вызывают особое отношение у наших посетителей, наших гостей, да и у наших сотрудников тоже. Мы видели, как наши сотрудники завороженно стоят перед этими шедеврами. И сегодня в Плёс приехала еще одна чудесная картина. Это живописный эскиз хрестоматийной, известной практически каждому, работы Левитана «Над вечным покоем». Это та работа, по которой узнают и Левитана, и Плёс» - сказала директор Плёсского музея-заповедника.
Зельфира Трегулова также выразила надежду на продолжение межмузейного сотрудничества и поблагодарила плёсских коллег.
«Я бы хотела выразить огромную благодарность коллегам из Плёсского музея заповедника и Алле Валерьевне Чаяновой, всем, кто с таким энтузиазмом работает здесь, всем, кто старается превратить Плёс в место, где сосредоточие искусства, место, где невероятная природа, которую очень тщательно оберегают. За это спасибо Тимербулату Олеговичу Каримову. Здесь соблюдена какая-то удивительная гармония между нетронутой красотой русского купеческого города конца IXX века и современным удобством. Невероятный баланс, который так трудно соблюсти».
Министр культуры России Ольга Любимова в Приветственном письме по случаю открытия выставки отметила, что системная работа по развитию межмузейного сотрудничества, которая ведется в Плёсе – «огромный вклад в сохранение культурного наследия и укрепления богатых национальных традиций» и пожелала музею-заповеднику в юбилейный год «благодарных посетителей, новых проектов и больших возможностей для их реализации».
В рамках проекта «Исаак Левитан. Мысли о вечном» пространство Левитановского культурного центра дополнено инсталляцией с макетом Петропавловской деревянной церкви, которая когда-то так понравилась Левитану в Плёсе.
Выставка откроется для посетителей 27 августа и будет работать до 5 ноября 2022 года.
Фото - Олег Павлов.
Прием обращений граждан и организаций
ГражданамОрганизациямПроверить статус обращения гражданина